ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ

При транспортировании от бетонного завода до строящегося объекта бетонная смесь должна сохранить свои свойства: однородность, показатели подвижности и жесткости. Однородность смеси нарушается (смесь расслаивается) в результате транспортирования по неровной доге, при высокой скорости движения и длительном транспортировании. При расслоении смеси крупный заполнитель оседает вниз, а растворная часть и избыток воды поднимаются вверх. Расслоившуюся бетонную смесь запрещается укладывать в бетонируемые конструкции, и перед укладкой необходимо вновь ее перемешивать до однородной консистенции.

Чтобы предотвратить расслоение и сохранить технологические свойства смеси при транспортировании, соблюдают ряд требований: перевозят ее в специальном транспорте по дорогам с жестким покрытием без выбоин и неровностей. Например, при перевозке в открытых самосвалах качество смеси снижается под влиянием атмосферных осадков, солнечных лучей, ветра.

Допускаемая продолжительность транспортирования, как правило, не должна превышать времени схватывания цемента. Этот параметр для обычных бетонов и бетонов на пористых заполнителях находится в диапазоне 45…120 мин. Кроме того, время транспортирования зависит и от температуры бетонной смеси: 45 мин – при температуре бетона 20…30 °С, 90 мин – при 10…20°С и 120 мин – при 5…10°С.

Для сохранения технологических свойств смесей максимально сокращают число перегрузочных операций и разгружают смесь непосредственно в бетонируемую конструкцию или бетоноукладочное оборудование. Высота свободного падения бетонной смеси при выгрузке не должна превышать 2 м.

Способы транспортирования бетонных смесей в зависимости от применяемых средств могут быть порционными, непрерывными и комбинированными.

Порционное транспортирование осуществляют с использованием автобетоносмесителей, автосамосвалов, автобетоновозов, вагонеток, бадей, бункеров, устанавливаемых на автомашины. Как правило, такой вид транспорта носит название внепостроечного, то есть осуществляется перевозка от завода до постройки. При малых расстояниях между заводом и строительной площадкой применяют непрерывный способ транспортирования конвейерами и бетоноводами.

При комбинированном способе сочетают порционное перемещение от завода до объекта с последующей непрерывной подачей в бетонируемую конструкцию бетононасосами, бетоноводами, конвейерами и бетоноукладчиками.

Наиболее эффективным средством транспортирования являются автобетоносмесители, которые загружают на заводе сухими компонентами и в пути следования или на строительном объекте приготовляют бетонные смеси с осадкой конуса от 1 см и выше при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С.

Автобетоносмеситель может загружаться от передвижных специализированных установок для выдачи сухих смесей и стационарных бетоносмесительных установок, приспособленных для этой цели.

Автобетоносмесители (рис. 87, а) смонтированы на шасси грузового автомобиля. Смесительный барабан 2 выполнен в виде двух усеченных конусов, сваренных между собой большими основаниями, и установлен на раме под углом 15° к горизонту. Он опирается на три точки: подшипник в передней части и два опорных ролика в концевой части барабана.

Спереди барабан закрыт сферическим днищем, в которое вварена цапфа 5 и приводная звездочка 6. к задней его части приварен бандаж 7, который опирается на ролики, установленные в задней стойке на шарикоподшипниках. Внутри барабана укреплены две винтовые лопасти 8 (рис. 87, б), обеспечивающие гравитационное перемешивание бетонной смеси при вращении барабана по часовой стрелке по ходу машины и выгрузку смеси при обратном вращении.

Серийно выпускают автобетоносмесители с объемом замеса от 2,5 до 10 м³: СБ-69 на базе автомобиля МАЗ с объемом замеса 2,5 м³; Сб-92, Сб-127 и АБС-6 на базах автомобилей КрАЗ с объемом замесов 2,2, 4,4 и 6 м³ соответственно; СБ-92-1 и СБ-159 на базе автомобиля КамАЗ с объемом замеса 4…5 м³; СБ-130 на базе специализированного полуприцепа с тягачом КамАЗ с объемом замеса 8…10 м³. У автобетоносмесителей с объемом готового замеса 8…10 м³ (Сб-120, СБ-127) угол наклона барабана 11°, у автобетоносмесителей с объемом замеса 3…6 м³ (Сб-159) – 15…18 °С.

При загрузке в барабан готовой бетонной смеси автобетоносмеситель служит только средством транспортирования. В этом случае барабан в период транспортирования медленно вращается, предотвращая расслоение бетонной смеси.

Приготовление смеси в автобетоносмесителе осуществляется за 30…40 мин до окончания транспортирования. При времени транспортирования, превышающем эти значения, загрузка производится сухой смесью.

При транспортировании автосамосвалами общего назначения часть бетонной смеси теряется из-за неплотности, бортов кузова, выплескивается при движении по плохим дорогам, при спуске в котлованы, кроме того, в жаркое время года с большой открытой поверхности смеси интенсивно испаряется влага, а в холодное время смесь остывает. При разгрузке приходится вручную очищать поверхность кузова. Этих недостатков не имеют специальные автосамосвалы-бетоновозы (рис. 88) с кузовом корытообразной формы, оснащенные вибровозбудителем. Плавные сопряжения бортов с днищем исключают налипание бетона в углах, а наличие вибровозбудителя позволяет быстро, без затрат ручного труда, выгружать смесь. Для защиты смеси от воздействия атмосферных осадков, охлаждения и ветра кузов 2 снабжен крышкой 1 с двойной обшивкой, заполненной термоизоляционным материалом. Процессом разгрузки управляют из кабины автомобиля с помощью пневмогидропривода. Угол подъема кузова до 90°С.

Промышленность выпускает автобетоновоз СБ-124 вместимостью на 4³ на автомобильном шасси типа КамАз, автобетоновоз Сб-113 вместимостью 1,6 м³ на базе автомобиля ЗИЛ.

Cкачать статью
Word

В начало страницы

Статьи по теме

• Классификация и конструкция опалубки

• Опалубочные работы. Общие сведения

• Свойства бетона

• Технологические свойства бетона

• Транспортирование бетонной смеси

• Оборудование для подачи и распределения бетонной смеси

• Укладка бетонной смеси

• Уплотнение бетонной смеси

• Меры по снижению сцепления бетона с опалубкой

• Обзор продукции